К вопросу об этике детского тренера.

 

Все, что нравственно, вместе с тем и полезно.
* Цицерон

 

       Когда говорят об этике тренера, то подразумевают отношение педагога к ученику, а именно: на каких моральных принципах должен базироваться педагогически процесс тренера. Все тренеры прекрасно знают эти принципы, фундаментальным из которых является - не навреди, сделай все возможное (вплоть до самопожертвования) для блага твоего ученика. И действительно, для многих воспитателей это  является  тренерским кредо, парадигмой.

    Теперь давайте в соответствии с  провозглашенными здесь высокими моральными  принципами проанализируем следующий кардинальный вопрос, как раз во многом и определяющий судьбу человека: должен ли тренер предупреждать родителей о бесперспективности их ребенка  в данном виде спорта?

     Обычно тренеры с готовностью сообщают родителям  о незаурядных теннисных данных, таланте их детей и не всегда склонны говорить об отсутствии оного. А ведь такая информация, как это не парадоксально звучит, важнее для родителей, чем информация о таланте. Дело в том, что настоящие таланты встречаются очень редко и их видно, как говориться, даже «невооруженным глазом» (и родителям в том числе). А вот бесперспективных игроков – подавляющее большинство и выявить их вовремя из массы подобных не всегда удается родителям.

Но ведь тренеру это доступно, рано или поздно (в зависимости от опыта, квалификации) он дифференцирует своих учеников по уровню способностей, причем, как правило, перспективных у него меньшинство.  Ведь чемпионом становиться, как известно, один из миллиона, а выходит в профессионалы один из десяти тысяч («Формула чемпиона»).  За всю свою жизнь детский тренер едва ли просматривает 1000 детей (допустим 50 лет работы по 20 новичков ежегодно).   

         Следовательно, у каждого тренера (за исключением тренеров сборных команд или работающих в престижных академиях, куда поступают игроки уже отобранные из сотен теннисистов) до 99% воспитанников, которым вряд ли удастся дойти даже до уровня мастера спорта.  Игроками республиканского уровня (т.е. мастерами спорта), возможно, станут единицы, а профессиональных теннисистов и вовсе может не получиться. И такие примеры нередки: тренировал человек всю жизнь, причем добросовестно, квалифицированно, но ни одного профессионального игрока мирового уровня не выпустил. И он не виноват в этом, просто не попалась ему «золотая песчинка» на том «пляже», где он работал. Но бог с ним, с тренером, в конце-концов он свое существование обеспечил, а как быть тем 99%, которым  занятия теннисом ничего хорошего кроме травм не дали, которым теннис не позволил реализовать себя в более подходящих для них видах спорта, способности к которым у них были, или в более подходящих видах деятельности, которыми люди пожертвовали ради тенниса?

       Кажется, в чем тут проблема: неспособный ученик  рано или поздно сам поймет это (или родители увидят, или товарищи намекнут). Дело ли тренера прерывать тренировочный процесс, что может быть не так уж безболезненно для ребенка (он привык к коллективу, к тренеру, втянулся в занятия). Но не так все просто в этом сложном мире. Раньше, при социализме,  такой проблемы не существовало, по крайней мере, этической. Спорт был, как известно,  бесплатным. Родители не платили за занятия, и потеря тренером какого-то количества неперспективных учеников никак не влияла (или влияла очень мало) на его зарплату, поэтому он смело отсеивал неперспективных. Теперь же, когда родители полностью оплачивают тренировки, потеря ученика автоматически уменьшает доход тренера. Особенно это характерно для детского тенниса, который давно уже существует на средства родителей и, естественно, тренер (клуб) теперь стали более заинтересованы в наращивании численности занимающихся. В то же время родители, обремененные немалой платой за уроки, стали более щепетильны в вопросе эффективности их теннисных расходов. Часто тренер  слышит вопрос от них: ну как там мой (моя), выйдет ли толк? стоит ли заниматься?  И как тут поступать тренеру, когда  он видит, что у данного ученика нет никаких перспектив. «Вешать лапшу» на уши родителя разговорами о скрытых возможностях их ребенка, сохраняя свое благополучие? Но ведь страдает здесь не только родительский кошелек, вред (и иногда непоправимый) наносится прежде всего самому ребенку, который, отдавая свободное (а нередко и все) время только теннису, лишает возможности реализовать себя в других видах спорта, к которым у него больше таланта, или в других сферах человеческой деятельности (учебе, искусстве, технике). Таким образом данный  вопрос переносится для тренера  из спортивной в  этическую плоскость. Способен ли он пожертвовать своим благополучием ради ребенка, его будущего и тем самым реализовать ту высокую и благородную миссию педагога, о которой говорилось выше?   А если еще  при всем при этом тренер  видит (как спортивный специалист) неплохие задатки своего  ученика  к другому виду спорта, например, футболу, волейболу, легкой атлетике...    Тогда удерживать при себе такого ученика просто преступление.  И некоторые тренеры идут на это, оправдывая себя якобы невозможностью определить спортивные способности ученика на данный момент, большой вероятностью ошибиться и т.д. и т.п. По большей части эти аргументы надуманы. Опытный специалист даже на первых занятиях с новичками может идентифицировать каждого второго неспособного к теннису, т.е. до 50% записавшихся. А специалист, имеющий в распоряжении хорошие тесты,  может довести процент отсева до 90-95. Например, если ребенок не может быстро бегать, ну какой из него теннисист. И, главное, этому нельзя научить, такая у него "природа". Недостаточная резвость заложена в самой структуре мышц. Тоже можно сказать и о чувстве мяча, координации, реакции.

     Все вышесказанное относится только к квалифицированному тренеру, ну а если тренер начинающий или какой-нибудь подкидушник-пофигист, которому безразлично кому подкидывать мячики - лишь бы деньги платили? Тогда возникают проблемы.  Поэтому так важен и ответственен выбор тренера для ребенка с первых его шагов в теннисе. И ответственность эта ложится на родителей.  Их задача не только найти занятие для ребенка и отвлечь его от улицы (хотя и в этом есть рациональное зерно), их задача гораздо значительней -- определить в чем талантлив их ребенок, в какой сфере человеческой деятельности он наиболее способен. Это не обязательно должен быть спорт. Есть еще искусство, наука, литература, техника, рукоделие и т.д. Поиск таланта, или как говорят "своего предназначения", ранней профессиональной ориентации -- это отдельная большая  тема, которой, к сожалению, и по настоящее время  мало уделяют внимания в педагогике даже несмотря на то, что важность  ее    многократно возросла в современном техногенном, бурно развивающемся мире. Однако эта тема   выходит за рамки данной статьи и поэтому здесь не будет обсуждаться.

       Теперь несколько слов о собственном опыте в рассматриваемой проблеме (должен ли детский тренер сообщать родителям о бесперспективности их ребенка в теннисе или о его способностях в других видах спорта). Впервые такая ситуация возникла у меня в конце 70-х годов. Ко мне пришли 2 шестилетние девочки: Инна и Оля. При тестировании они обе показали неплохие результаты. В то время у нас в углу  зала был постелен борцовский ковер, и мы регулярно проводили гимнастические занятия на нем. И вот на первом же занятии Оля продемонстрировала потрясающую гибкость, и что самое удивительное эта девочка,  никогда раньше не занимавшаяся гимнастикой, тянула носки (есть такой гимнастический термин). Тогда в стране  был социализм, занятия были бесплатными, дефицита в учениках не было и поэтому при встрече с родителями Оли я, указав им на уникальные природные задатки их дочери, без колебаний  посоветовал отдать ее в гимнастическую спортшколу. Сначала  родители без энтузиазма отнеслись к этой идее: спортшкола находилась далеко, а теннисная секция - рядом. Тем временем Оля продолжала демонстрировать "гимнастические чудеса" на ковре: она научилась делать мостик с ног и вставать с него на ноги, что является законченным  гимнастическим элементом, потом у нее сразу получился мостик со стойки и переворот с рук. Обо всех Олиных достижениях я сообщал ее родителям и настойчиво рекомендовал показать ее специалистам по гимнастике. И вот спустя полгода Олю наконец повезли в гимнастическую школу. Там ее просмотрели и сразу же  приняли. Со временем Оля выполнила норматив мастера спорта, но ее дальнейшей спортивной карьере не суждено было сбыться из-за травмы, что нередко случается в спортивной гимнастике. Оля окончила физкультурный институт  и стала тренером.

     В эти  же годы произошел и другой случай перехода моего ученика, но на этот раз скорей  по инициативе родителя. В те годы   мы всей теннисной  секцией совершали по воскресеньям лыжные прогулки за город. Шли до Голубого озера и обратно (примерно  километров 10). Придя на озеро, а оно было родникового происхождения, незамерзающее, мы разводили костер, готовили на нем чай из кристально чистой озерной воды, отдыхали и затем отправлялись в обратный путь. Конечно же преодолеть такую дистанцию 9-12-летним детям было непросто. Некоторые не доходили до цели и поворачивали с родителями назад. Но были и такие, которые шли по лыжне очень уверенно. А  один из мальчиков даже  старался вырваться вперед прокладывать лыжню. Видя такую прыть своего сына, отец, посоветовавшись со мной,  перевел его в лыжную секцию, в которой он вырос в неплохого гонщика.  

   Следующие примеры - уже при капитализме, когда родители начали платить тренеру за уроки. В середине 90-х  у меня начала заниматься девочка Катя. Теннис ей давался трудно, были проблемы с реакцией, с чувством мяча. Тогда я посоветовал родителям Кати перевести ее в танцевальный кружок: девочка была хорошо сложена, стройная, пластичная, прыгучая, кроме того, что немаловажно, детский танцевальный ансамбль располагался в помещении школы, в которой работала мама Кати. Однако  мама никак не хотела отлучать дочь от тенниса и только спустя год она вняла моим советам. Переход оказался весьма удачным. В танцах  Катя нашла себя, она стала солисткой ансамбля, объездила с ним пол-Европы, а затем с возрастом перешла в профессиональный коллектив. Параллельно стала преподавать танцы  детям. В общем, судьба у нее вполне сложилась.  

   Все эти случаи можно отнести к удачным примерам, успех которых объяснялся возможностью (или способностью) тренера определить природные способности ребенка почти с самого начала его занятий. Однако  не всегда  такое возможно. Тренер может разглядеть талант только  в отдельных (смежных) видах спорта, ему практически недоступны те виды деятельности, в которых он не является специалистом, скажем, музыка или рисование.  Кроме  того, тренеру не всегда сразу  видна бесперспективность ребенка  в теннисе. Вот наглядный пример. В середине 90-х ко мне привели 5-тилетнего мальчика Диму. Тесты он прошел хорошо, все у него получалось, он опережал сверстников в физическом развитии. Достаточно сказать, что к 8 годам Дима освоил практически все теннисные удары, в том числе и крученую подачу. В Киеве тогда существовал небольшой  (я бы сказал развлекательный) однодневный  турнир для 8-летних под названием Кубок Степашки. Дети играли по олимпийской системе по одному сету и все получали подарки: и проигравшие, и победители. На этих соревнованиях Дима легко дошел до финала, т.к. по техническому уровню был на голову выше остальных. Да и в финале соперник уступал Диме в технике: подавал снизу, бил только плоскими простыми ударами, но зато хорошо бегал, доставал почти все мячи и, что самое главное, имел превосходное чувство мяча (то есть редко делал невынужденные ошибки).

      Игра выглядела так: Дима атакует кручеными ударами, бьет по углам, а соперник носится из угла в угол и достает  мячи, перебивая их простыми ударами – лишь бы попасть в корт. Как оказалось, при такой игре, атакуя,  Дима  чаще ошибался чем его соперник. Надо заметить, что в 8 лет дети не могут бить сильно на вылет, просто не хватает  силы для этого, поэтому в таком возрасте защитники имеют некоторое преимущество перед атакующими. В общем, складывалось впечатление, что играл только Дима: он и выигрывал мячи, и проигрывал их, причем проигрывал чуть-чуть  больше. Поэтому проиграл и весь матч. Все, наблюдавшие этот финал, единодушно отметили необычную для таких лет техническую оснащенность Димы, но в то же время  все также   отметили неспособность мальчика стабильно попадать по центру ракетки. Его в шутку даже назвали "Непопандопулой". С данным соперником Дима встретился через год - и тот же результат. Отец ребенка, видимо разуверившись в возможности сына добиться успеха в теннисе, переводит его в школу плавания. Диму там легко приняли, т.к. он уже достаточно хорошо плавал различными стилями. Дело в том, что для профилактики теннисных травм (сколиоза), вызываемых ударными нагрузками на скелет, мои ученики раз в неделю посещали бассейн, где я обучал их спортивному плаванию.  Плавание растягивает скелет, расслабляет мышцы, тем самым не давая накапливаться скрытым травмам. И  Дима, как физически одаренный человек, быстро освоил спортивные стили: кроль, брасс, кроль на спине. Но плавание  тоже оказалось не его спортом, и через три года тренировок его переводят из спортивной группы в любительскую. После этого Дима уже не пробовал себя в спорте, так и не реализовав свои недюжые двигательные способности.

     И, наконец, пример относительно свежий, начала 21 века. У меня занимались 2 девочки. По началу все у них шло хорошо: технические приемы осваивали быстро, явного дефицита   каких-либо теннисных качествах не наблюдалось. И только с началом соревновательной практики выяснилось, что у одной не хватает чувства мяча, а у другой плохи дела с координацией, причем, когда ученица была маленькой, недостаток координационных способностей как-то не выпячивался, но затем девочка начала интенсивно расти (папа у нее высокий) и стала просматриваться явная неуклюжесть в ее движениях. Даже простой кувырок через голову для нее стал проблемой, хотя в семилетнем возрасте она выполняла его. Поняв, что этим девочка в теннисе успеха не добиться, я посоветовал их родителям попробовать девочек в других видах спора, например, в волейболе – одна из них значительно опережала в росте своих сверстниц. Однако эффект от этих советов был прямо противоположный, т.к. отцы данных девочек были т.н. родителями-болельщиками (Р-Б), и их собственный адреналин, получаемый на соревнованиях своих детей,  был для них куда важнее.    

     Оба они забрали девочек от меня, первый, финансовое состояние которого было хорошим, перевел дочь в престижный клуб,  увеличив раз в 10 расходы на ее тренировки. Второй же, не имевший таких средств, начал тренировать дочь самостоятельно. Однако через два года усиленных тренировок, бесконечных турниров оба родителя поняли, что перспектив в теннисе у девочек  нет: результаты не росли и стали появляться  травмы. Но и после этого очевидного фиаско оба Р-Б не отказались от тенниса, вернее от получения адреналина за счет своих детей, и, как бы в оправдание своих действий, оба дружно заявили, что их дочери продолжают тренироваться для того чтобы стать тренерами. Этакий родительский императив, не спросив у самих детей: хотят ли они быть тренерами или нет. Но даже дело не в хотении: девочки, может и не возражают против тренерской специальности, они еще смутно представляют   что это за профессия. А труд тренера по теннису очень тяжелый: умственно-физическо-психический. Недаром говорят, что это мужская профессия, и только женщины с сильным (мужским) характером способны успешно работать на данном поприще. Кроме того, как и в каждой профессии, к тренерскому ремеслу нужны определенные склонности: педагогические задатки, любовь к детям и многое что еще. Что-то я не замечал у этих девочек особой тяги работать с младшими детьми, с начинающими.  А если не подойдет им работа тренера? Что тогда?  Как тут не вспомнить: "мы в ответе за тех, кого приручили", и, хочется добавить, вдвойне, втройне -- за того, кого родили.     Но может  ничего страшного в занятиях теннисом нет. Напрасно автор так драматизирует проблему. Позанимаются девочки, потом гармонизируют свою жизнь. Однако "потом", как правило, уже бывает поздно: школа запущена,  регулярных знаний нет, переходить в другой вид спорта - поздно, человек ничего не умеет кроме как перебивать мячи через сетку.  И эта проблема не только в теннисе. При капитализме, когда за все нужно платить, когда интенсификация спорта достигла  пределов возможности человека, значительно возросла вероятность трагичности судьбы спортсмена: мало того, что он потеряв время, деньги, может оказаться у «разбитого корыта», это еще полбеды, он может потерять и здоровые, и жизнь. Поэтому насущной стала методика тщательного отбора детей в спортивные секции, а также проблема своевременного увольнения неперспективных спортсменов, переориентации их и трудоустройства. И теннис здесь не на первом месте по остроте проблемы.

      Например, спортивная гимнастика, в которую приходят  раньше чем в теннис и достигают вершин гораздо раньше,  предъявляет очень высокие  требования к организму ребенка, его природным задаткам, не обладая которыми заниматься этим видом спорта опасно для здоровья.  Отбор детей в гимнастике (очень сложном и травмоопасном виде)  надо делать таким тщательным, чтобы каждый отобранный при регулярных занятиях мог заведомо достичь как минимум уровня мастера спорта.  Притом даже в этом случае, когда отобраны гимнастически одаренные дети,  не все из них достигают уровня мастера спорта международного класса и тем более не все становятся чемпионами. И тут возникает новая проблема - проблема трудоустройства тех спортсменов, рост мастерства которых прекратился. Это, действительно, проблема, так как человек затратил столько времени, средств, запустил образование ради того чтобы освоить сложные гимнастические элементы, чрезвычайно натренировать свое тело – и все это должно пропасть?  Таким образом, роль  и функции тренера в современном спорте значительно расширяются. Он должен не только обладать высокоэффективной методикой отбора детей, но и как можно раньше выявлять неперспективных спортсменов, вовремя переориентировать их на другой вид занятий или трудоустроить, то есть , в конечном итоге, определять их дальнейшую судьбу. Гимнастика достаточно универсальный вид спорта, поэтому переориентация вполне возможна, необходимо только чтобы она была сделана вовремя. А это уже зависит от квалификации тренера, его эрудиции, владения научными разработками, которые уже стали появляться, например, кандидатская диссертация Чернухиной Ольги Валериевны на тему: «Содержание и организация процессов отсева и переориентации неперспективных юных гимнасток в другие виды спорта».   Автор утверждает, что в гимнастику (особенно женскую) надо отбирать таких детей, которые, с одной стороны, имеют уже в раннем возрасте высокоразвитые  двигательные функции, а, с другой стороны, были физиологическими ретардантами, т.е. имели заметное отставание от сверстников в росте, весе, половом развитии и т.п. Действительно, выполнять сложные элементы (двойные и тройные сальто) таким спортсменам значительно проще, чем высоким и тяжелым. Но и встречаются такие люди значительно реже. Так за всю мою тренерскую практику (более 30 лет) у меня занимался только один подобный ребенок – маленький, щупленький мальчик, значительно отстававший от сверстников в морфологии, зато опережавший их в моторике: резкий, быстрый, координированный. Он быстрее остальных освоил сложные технические элементы тенниса, но при выходе на соревновательный уровень больших успехов не достиг -- при первых же трудностях прекращал борьбу, ломался, часто плакал. Видя это, мама в 12 лет, по чьему-то совету (но не моему) перевела его в секцию бокса, наверное, надеясь, что среди т.н. «мухачей» ему не будет равных.  Однако и там, как объяснила мама,  «сыну не хватило характера».  Так что у ретардантов должен быть еще и «мужской характер», что является чрезвычайно редким фактом, наверное, один человек из тысячи (если судить по моему опыту). Следовательно и отбор детей в гимнастику должен быть высокоуровневым, а не щадящим, как пишет автор диссертации. Вообще говоря, в автореферате (умышленно или неумышленно) сделана подмена понятий.  Щадящий отбор ни в коем разе не означает щадящий детей отбор.  Наоборот,  при таком отборе как раз ребенок и не щадится, так как, отобранный по низкому уровню, то есть без должной селекции по способностям, таланту, такие дети в дальнейшем подвержены большему отсеву, большему риску травм, у них больше возникает проблем. А если произведен высокоуровневый отбор детей, то есть более тщательный, то процент отсева таких детей значительно ниже и, следовательно, меньше в дальнейшем возникает с ними проблем.  Таким образом, щадящим детей как раз является высокоуровневый отбор. Это особенно важно в травмоопасных видах спорта, к которым, безусловно, относится спортивная гимнастика. Но осуществить высокоуровневый  отбор гораздо сложнее чем низкоуровневый: здесь и тестов больше, и сложность их выше, и квалификация «отборщиков» должна быть выше, и научное сопровождение должно присутствовать.  А набирать почти всех подряд, потом увольнять почти всех – это экстенсивный путь, малоэффективный, дающий много травм (физических и психических). В теннисе уже разработана методика тестирования, позволяющая отбирать детей по пятитипроцентному уровню (смотри ЗДЕСЬ), что касается гимнастики, то, учитывая сложность и травмоопасность этого вида, уровень первичного отбора здесь должен быть еще выше (где-то, судя из моего тренерского опыта, в районе одного процента).

      Однако, гимнастика имеет по сравнению с теннисом то преимущество, что «сошедших с дистанции» спортсменов-гимнастов легче перевести в другие виды спорта чем теннисистов. Известны случаи успешного продолжения спортивной карьеры бывшими гимнастами в таких видах как акробатика, прыжки на батуте, прыжки с шестом,  в цирковом и эстрадном искусстве. 

   С теннисистами же не так все просто. Хотя этот вид и  имеет давние профессиональные традиции, но только единицы, попавшие в сотню мирового рейтинга, зарабатывают за спортивную карьеру достаточный капитал, который позволяет обеспечить  безбедное существование. На виду только вершина айсберга: триумф чемпионов, их роскошная жизнь, а подводная часть скрыта от нас и она полна трагедий, даже термин такой появился -- «спортивная мясорубка».  Теннисиста, не выдержавшего «мясорубку», ждет суровая правда жизни:  кое-какие деньги, заработанные на турнирах потрачены на лечение травм,  специальности нет, а если даже он и окончил ВУЗ «по случаю», то квалификация неважная, платят мало.    Остается   либо работа тренером, что не каждому по плечу,  либо  подкидывать мячики богатым на каких-либо курортах или  в престижных клубах.  Есть возможность уехать на заработки за границу, но для этого надо иметь высокую квалификацию (не ниже мастера спорта). Что же делать остальным, которые потратили массу времени, но так и не выполнили этот норматив?  А таких большинство. Например, мои ученики, не ставшие профессиональными теннисистами, но тем не менее отдавшие много времени теннису и побывавшие в  первой половине российского рейтинга,  так или иначе окончили ВУЗы, некоторые даже учились в аспирантуре, но .... деньги начали зарабатывать теннисом: кто тренирует детей, кто спаррингует, кто подбрасывает мячики богатым. Раскрыться в приобретенной в ВУЗе специальности как-то не получается:  видимо не хватает знаний, или желания, или того и другого.  Как поется в песне: "Привыкли руки к  топорам..", т.е. к ракеткам. Единственно, что радует, это то, что экстеннисисты не идут в криминал, хотя … один из моих учеников отсидел 2 года, но совершил преступление скорей по глупости. Затем, выйдя на свободу, парень не возвращался к криминалу. 

  Какие из всего этого можно сделать выводы?  

 

1.Чем честнее и квалифицированнее тренер, тем он раньше объявит родителю юного теннисиста о неперспективности его ребенка в теннисе. Сирил Конноли сказал: «Кого боги хотят погубить, того они объявляют по­дающим надежды».

 

2. Если теннисист к 12 годам не попал в десятку национального рейтинга (по своему возрасту), то можно смело заканчивать теннисную карьеру и переключаться на что-то другое. Статистическое доказательство этого утверждения приведено в книге «Формула чемпиона».

 

Вопросы посылайте на ctc@viaduk.net.

 

Отзыв можно оставить ЗДЕСЬ а также послать

  на адрес ctc@viaduk.net.

 

 

 

Hosted by uCoz